Главная / ИСТОРИЯ / Иркутская губерния / Иркутск / Иркутск – «сибирские Афины»

Иркутск – «сибирские Афины»


Иркутск развивался и хорошел год от года. Купцы вкладывали свои средства в строительство храмов и общественных зданий, просвещенные губернаторы и их окружение приносили в Иркутск столичный лоск, ученые исследовали Сибирь и влияли на умы сибиряков, политические ссыльные развивали гражданское общество – все эти факторы способствовали формированию в Иркутске особой атмосферы. Город действительно имел все черты столичного центра Сибири.

Г. Потанин в своих записках об Иркутске пишет: «нигде местное богатое купечество не подвергалось такому сильному воздействию чиновничьей среды, как в столице Сибири…эти чиновники, иногда с университетским образованием, наезжавшие из Европейской России, поднимали в местном обществе не только запросы внешней культуры, но и приучали его интересоваться и русской литературой, и вопросами общественной и государственной жизни». Совместные приемы, балы и маскарады придавали местному купечеству столичный лоск. В 1799 году в Иркутске было открыто благородное собрание, где устраивались вечера, балы, любительские спектакли.

Купеческие дома собирали вокруг себя кружки местной интеллигенции. Здесь интересовались краеведением, литературой, наукой, творчеством. Ссыльные декабристы общались с иркутским купечеством. Получая материальную поддержку и внимательных собеседников, они создавали в этих домах острова культуры. Дома Мыльниковых, Басниных , Сибиряковых, Трапезниковых дружили с домами Волконских и Трубецких.

Иркутск как административный и культурный центр создавал особую культурно-информационную среду, в которой развивался и город и его округа. Е.А. Авдеева-Полевая писала: «Самый образ тамошних дел и промышленности, требующий смелости, беспрерывно новых соображений и некоторых сведений, способствовал направлению общества к образованности, ибо известно, что промышленность и торговля, не ограничивающиеся только делами своего города, всего больше способствуют развитию умов и общей образованности. Оттого являлись в Иркутске между торговым сословием люди необыкновенные и множество лиц достопамятных и оригинальных».

Если купцы 18 века редко имели хорошее образование, то их дети и внуки получали его не только в России, но и в Европе. Следствием этого фактора стало развитие самосознания среди купеческого и предпринимательского сословия, которое предполагало большую общественную и личную ответственность за развитие Иркутска и края в целом.

Краевед Н.С. Щукин отмечал: «Представь себе, здешние купцы имеют богатые библиотеки, выписывают все журналы, все вновь выходящие книги. Дочери их и жены занимаются чтением, играют на фортепиано. В Сибири…, о которой все имеют такое низкое мнение, удивляются стихам Пушкина и читают Гомера».

По материалам д.и.н. В.П. Шахерова