Охотский острог стал центром организации русских экспедиций на Тихом океане. В устье реки Охоты, на Охотской кошке, образовалось селение, там зимовали суда. Первоначально на этом месте обосновались предприниматели-сибиряки, стремившиеся на Американский континент. Иркутские купцы и предприниматели вкладывали собственные средства в развитие порта. Строились лодки для речных походов, позже стали строить морские суда. В Охотске было построено несколько домов для служилых, матросов, мореходов. В 1730 году Охотск указом правительства был объявлен портовым городом. Первым командиром Охотского порта был сподвижник Петра I Г.Г. Скорняков-Писарев. К 1735 году это было поселение, основной деятельностью жителей которого было строительство больших и малых судов, как для государственных нужд, так и для коммерческих предприятий сибирских купцов.
Опыт первой экспедиции Беринга показал, что корабли, построенные в Охотске, отличались хорошими мореходными качествами.
Вторая Камчатская экспедиция Беринга была организована и подготовлена в Охотске. Цель экспедиции: изучить тихоокеанские границы России, освоить новые земли и прочно на них закрепиться. Предстояло провести научные исследования и измерения ширины пролива, убедиться в возможности плавания Северным морским путем в Северную Америку и Японию, в Китай и Индию.
Благодаря Охотскому порту появился Тихоокеанский российский флот, строились коммерческие суда, успешно осваивались новые американские земли, развивалась торговля, развивались российские территории. Охотский порт в 18 веке стал крупнейшим населенным пунктом России на Тихом океане.