Главная / ИСТОРИЯ / Иркутская губерния / Купечество Сибири / Частно-государственное партнерство

Частно-государственное партнерство


Первым частно-государственным проектом российских предпринимателей и рисковых людей было само освоение Сибири и Дальнего Востока. Московские великие князья покровительствовали Строгановым и другим предпринимателям и купцам, которые на свои средства отправляли казаков и служилых людей за Урал. В процессе продвижения русских казаков формировались опорные пункты Российской империи, куда русские государи для управления новыми территориями отправляли своих чиновников.

Однако, самым настоящим партнерством между властью и бизнесом стала Российско-американская компания. Открыв богатейшие промысловые места в Тихом океане, купечество понимало, что закрепиться на новых землях следует с помощью государства. Попечительство русского императора было необходимо, поскольку конкуренция с испанцами, португальцами, а потом и англичанами на промыслах в Америке становилась жестокой.

Следующий этап партнерства возник только при строительстве Транссибирской железнодорожной магистрали, поскольку это строительство требовало огромных затрат. Государство не смогло понести на себе всю тяжесть строительства этой дороги и частный капитал, в том числе и сибирский, пришелся здесь как раз кстати.

В остальных делах сибирские предприниматели действовали самостоятельно и на свой страх и риск. Добыча золота, металлов, прокладка дорог, организация передвижения водным путем, строительство городов, развитие просвещения и здравоохранения осуществлялось на частные средства. Государство не сковывало действий предпринимателей. С другой стороны в Сибирь не проникали иностранные капиталы, что позволяла купцам и предпринимателям действовать более свободно и масштабно. Лишь к концу 19 – началу 20 века в Сибири появились петербургские и московские коммерсанты и банкиры, а за ними следом появились и первые представители западных компаний.