С Русской Америкой XIX века тесно связано имя ещё одного иркутянина — Иннокентия Вениаминова. Родившийся в селе Анга в Верхоленье, впоследствии он стал митрополитом Московским, сорок пять лет своей жизни посвятил евангелизации коренных народов Алеутских островов, Камчатки, Приамурья, Якутии. Двадцатисемилетним священником с женой и маленьким ребёнком он выехал на остров Уналашка в 1824 году.
На Аляске до него успели побывать уже русские землепроходцы, а первыми миссионерами были семь иноков Валаамского и Коневского монастырей во главе с архимандритом Иоасафом (Болотовым), присланные по просьбе «русского Колумба» - Григория Шелихова. Среди них был известный святостью жития преподобный Герман Аляскинский, обитавший в скиту на о.Еловый.
Путешествие о. Иоанна длилось больше года: по реке Лене до Якутска, затем – на лошадях по таежным тропам через обледенелые сопки и болота до Охотского моря. Суровый северный морской климат встретил миссионера. В алеутах отец Иоанн нашел паству, какой втайне желала его ревностная душа. С помощью местных жителей о. Иоанн построил деревянный храм и освятил его в честь Вознесения Господня, выучил алеутский язык, составил для него алфавит, перевел на него Евангелие и богослужебные книги, познакомился с местными обычаями. И алеуты любили своего пастыря: оставляли все свои дела, чтобы послушать его проповеди. За 10 лет все жители острова были крещены. Отец Иоанн открыл там школу, в которой сам преподавал. В 1833 г. святитель Иннокентий написал на алеутском языке одно из лучших творений православного миссионерства - «Указание пути в Царствие Небесное».
Отец Иоанн стал посещать и другие острова, а вскоре и церковное начальство перевело его в г.Ново-Архангельск, столицу Русской Америки. Там жили воинственые колошииндейцы, не проявлявшие к вере христианской такой веры, как алеуты. Неутомимый миссионер переплывал с острова на остров, часто подвергаясь смертельной опасности, претерпевая нужду и лишения, он крестил тысячи людей. Редкие часы отдыха будущий святитель посвящал метеорологическим наблюдениям, вел этнографические записи, описывал быт и нравы местных жителей.
В 1840 году, почувствовав недостаточность своих усилий в проповеди инородцам, пастырь отправился в Москву к митрополиту Филарету (Дроздову) – просить себе помощников, а также чтобы напечатать осуществленные им научные труды и переводы Священных Книг на алеутский язык. В это время отца Иоанна постигло тяжелое горе – скончалась его супруга. Тогда же он принимает монашество с именем Иннокентий, и в С.-Петребурге рукоположение в сан епископа Камчатского, Курильского и Алеутского. Вернувшись в Ново-Архангельск, святитель продолжил свои миссионерские труды: рукополагал священников из местного населения, проповедовал северным народам-камчадалам, якутам, эвенкам (естественно, на их языке). В помощь ему рукоположены викарные епископы Якутский и Ново-Архангельский. Епископ Иннокентий переселяется в Благовещенск-Амурский и оттуда отправляется в миссионерское путешествие по Амуру. Епископ Иннокентий способствовал заключение Айгунского и Пекинского договоров о разделении границ между Россией и Китаем.
В семидесятилетнем возрасте владыка Иннокентий подал прошение на покой. Вопреки его желанию, его внезапно назначают на митрополичью кафедру в Москву. Здесь он успел сделать много для развития миссии в Америке, основал Алеутскую и Аляскинскую епархию с центром в Сан-Франциско, благословил на миссионерские труды апостола Японии – епископа Николая (Касаткина).
Скончался великий святитель-миссионер 31 марта 1879 г. и похоронен в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. 23 сентября (7 октября) 1977 г. Русская Православная Церковь прославила святителя Иннокентия в лике святых.