15 июня 2021 года экспедиция стартовала из Иркутска от ледокола «Ангара», как и в 2017 году в экспедицию по северному пути сибирских купцов-первопроходцев, команда отправилась в 11 часов.
Капитан, как и тогда, – инициатор проекта Анатолий Казакевич. Вместе с ним на борту «Искателя-3» еще три человека, в том числе профессиональный оператор, которому предстояло снимать материал для документального фильма по итогам прохождения пути, который не повторяли более ста лет.
Российско-американская компания осуществляла доставку товаров по уже пройденному пути «Байкал-Аляски». В 1849 году команда корабля «Байкал» открыла устье Амура. До этого считалось, что Амур уходит в песок, и из Российской империи существенный единственный выход к Тихому океану - через Аян/Охотск (так называемый северный путь сибирских купцов). После продажи Аляски и открытия устья Амура маршрут был изменен на южный – по Амуру. По этому маршруту целиком также никто не проходил уже более 100 лет, и мы решили возродить память и о втором пути в океан – по Селенге и Амуру, – комментирует лидер экспедиции Анатолий Казакевич.
Экспедиция «Байкал-Амур-Шантарские острова» – продолжение экспедиции «Байкал-Аляска», прошедшей в 2017–2019 годах от Иркутска, где располагался офис Российско-американской компании, до Ситки, бывшей столицы Русской Америки. Главная цель – возрождение великой истории Иркутской губернии и развитие туристического потенциала востока России.
Из Иркутска экипаж шел по Ангаре через Байкал, потом по рекам: Селенга, Шилка и Амур до Шантарских островов, по северу Хабаровского края и Якутии.
В Иркутск экспедиция возвращалась по маршруту: Аян-Нелькан – река Мая – река Алдан – река Лена – Якутск – Ленск – Киренга – Северный Байкал – Иркутск. Таким образом экспедиция повторила путь возвращения в Иркутск Николая Муравьева Амурского: напомним, что после исторического открытия устья Амура генерал-губернатор вернулся в Иркутск таким путем.
– Но, согласно истории, генерал-губернатор Николай Муравьев-Амурский, когда добрался до устья Амура, дошел морем до Аяна, перешел на конях Джуджурский хребет и по рекам Мая и Алдан добрался до Якутска. А оттуда домой на конях - это уже быстро. Так и мы решили закольцевать маршрут, оценив погодные условия и подготовку команды, – прокомментировал капитан Анатолий Казакевич.
Весь маршрут этого года в 10 000 километров объединит единой ниткой: Иркутскую область, республику Бурятия, Забайкальский край, Амурскую область, Хабаровский край, Еврейскую Автономную область, Сахалинскую область и Якутию, а весь проект «Байкал-Аляска» – еще и Магаданскую область, Камчатский край, Чукотку. Одна из основных целей проекта – развитие туризма в восточных регионах России, как отмечает капитан: «Мы создадим уникальный маршрут, который в перспективе может стать массовым турпродуктом, с которым смогут работать региональные туроператоры».
– Наша экспедиция – это попытка не только наладить межрегиональные связи, но и создать первый в мире водный туристический маршрут по рекам протяжённостью больше 10 000 километров, – рассказал Анатолий Казакевич. – Мы первые в мире оцифровали туристический маршрут и сделали его доступным для любого жителя нашей планеты.
Установленная на борту катамарана камера 3600 производила съёмку всего маршрута, в ближайшее время мы загрузим фото- и видеоматериал на карты Яндекс и Google. Также планируется выпуск второй части книги «Байкал-Аляска».