Главная / ДНЕВНИК / ДНЕВНИК МАРИИ АВДЕЕВОЙ / По пути сибирских купцов. День пятый

По пути сибирских купцов. День пятый.
Верхнемарково


Сегодня, наконец, начинается самая главная - водная - часть нашей экспедиции «Байкал- Аляска». Мы планируем оторваться от цивилизации и проплыть на тримаране 2000 км от Усть- Кута по Лене до Якутска по пути сибирских купцов XVIII—XIX веков, которые шли здесь, с запада на восток, под флагами Русско-американской кампании, исследуя территорию, прокладывая торговые пути и основывая поселения. Наш заплыв - это первый, разведывательный, этап большой экспедиции «Байкал-Аляска», которая должна состояться в 2017 году. Нужно пройти за 10-12 дней весь путь по Лене и проверить в деле тримаран «Искатель», построенный специально для экспедиции.

Идея путешествия родилась у нашего Капитана - Анатолия Казакевича, а вот конструкцию тримарана для экспедиции в течение нескольких месяцев разрабатывали Рома - технический директор экспедиции - и его помощники. Поплавки для «Искателя» заказали на заводе, но все остальное - палубу, топливный отсек, двигатель - команда самостоятельно собирала в Усть- Куте.

Подавая заявку на участие в экспедиции, я, конечно, смутно представляла, каково это - пройти 2000 километров по Лене ввосьмером на самодельном тримаране. И то, что я из команды никого не знаю и буду там единственной девушкой, тоже не добавляло ясности про будущее путешествие.

Однако откуда-то была уверенность, что с нашим плавсредством проблем не будет, и потому я даже не пыталась выяснить какие-то подробности про тримаран заранее. Но когда этим утром я увидела впервые в порту наш «Искатель», зажатый между двух буксиров, то была по- настоящему поражена тем, что он действительно самодельный (!), и тем, как все на нём продумано и предусмотрено для длительного плаванья.

«Искатель» - это площадка в 72 кв метра из многослойной фанеры на трех резиновых баллонах длиной 12 метров. Осадка судна - всего пять сантиметров, при том, что при отплытии мы вместе с грузом и снаряжением весили три тонны. Как потом показала практика, средняя наша скорость по течению при включенном моторе составляет примерно 20 км/час, а иногда и все 30, поэтому мы даже баржи обгоняли! Вся конструкция рассчитана на большие нагрузки и очень устойчива.

Отдельно скажу про супер-гальюн «Искателя» с системой «сброса» как в старых плацкартах! До отплытия я видела лишь фотографию специальной «туалетной» палатки при тестовой сборке - и что-то слишком она близко стояла к палатке-камбузу, а через парусиновые стенки весело просвечивало солнце... В общем, этот вопрос меня действительно волновал! Уже потом я убедилась, что опасения того, что уединения там не найдешь, были беспочвенными: мотор ревёт так, что ничего не слышно. Плюс я придумала пристроить на входе специальную прищепку, которая должна была сигнализировать, занято-не занято (хотя сама и забывала все время про неё).

Еще на борту разместились: баки с тонной топлива, мотор, генератор, пара больших самодельных рундуков для хранения продуктов и инструментов, огромная палатка - камбуз и три палатки для сна на восемь человек. Внутри кают-компании, которая одновременно является камбузом, установили большой стол на всех, шкафчик для продуктов, плитку, скамейки и стулья. Получилось очень уютно - типа мы играем в разбойников и как бы построили себе домик на дереве.

Времени на прощание с Усть-Кутом совсем мало, утро прошло в торопливых сборах рюкзаков и коробок с продуктами.

Наскоро покидав свои вещи на палубу, отшвартовываемся - и вот уже плывём («идём», как говорят все настоящие водники) по Лене! Ура!

За рулём - наш Капитан. Все остальные занимают видовые места в шезлонгах на корме.

С берега и мостов люди нам весело чего-то кричат и удивленно машут рукой: ну и чудная конструкция! На встречных баржах - тоже лёгкий ажиотаж. Приветственно дудим в ответ в «горн туманный» - это я привезла из Москвы специальную сигнальную сирену, которую в Канаде применяют как для подачи сигналов другим кораблям, так и для отпугивания медведей.

«Искатель» бухтит мотором и резво мчит вперёд: мы подзатянули с отплытием, а ведь у нас есть расписание - и по плану нужно проходить около 200 км в день! Город довольно быстро заканчивается, по берегам начинает тянуться лес. Холодает, появляется ветер.

Несколько часов мы летим без остановки, кто не на вахте - тот занят ленивым разбором рюкзаков и драйбегов (герметичных мешков, куда с целью защиты от воды все складывают вещи).

Незадолго до заката швартуемся у деревни Верхнемарково - здесь на высоком берегу Лены стоит большая и печальная деревянная заброшенная церковь Троицы Живоначальной конца 19 века: службы в ней почти никогда и не проводились, видны следы пожаров и времени - везде просевшие и сгнившие балки. Грустно и вокруг в поселке: в 70-х годах здесь нашли небольшое нефтяное месторождение, но оно скоро исчезло, а вот загрязнения грунтовых вод - остались, и воду людям привозят теперь в автомобильных цистернах.

Мы немного полазили по церкви, поснимали вид на реку с берега - и снова пустились в путь.

Навигация на этом отрезке пути до Ленска оживленная - сухогрузы попадаются каждые полчаса-час, идут даже ночью. Завидев нас, обитатели барж традиционно веселой гурьбой высыпают на палубу, машут руками, сигналят.

Я как-то не думала об этом раньше, но на реке тоже свои есть правила движения: красный буй должен быть всегда справа для нас, белый - слева, и расходимся со встречным транспортом по левому борту.

Первая ночёвка - примерно в 200 км от Усть-Кута. Пока не спится, тусим в палатке-камбузе, привыкаем друг к другу. Кажется, я наконец выучила имена всех в команде: Толя - это понятно, наш Капитан и предводитель, начальник экспедиции, он определяет маршрут, много стоит на вахте, за ним - всегда последнее веское слово, особенно когда все галдят и суетятся. Капитан - наш спец по установлению контактов с местным населением и налаживанием ценных связей для будущей большой экспедиции.

Дима - механик, именно он собрал рундуки и мебель для палатки, а также закупал продукты для путешествия. Дима - фанат рыбалки и охоты, и всю дорогу будет пытаться применить свои навыки в этом деле (спойлер: безуспешно). Еще он обожает гавайские рубашки и травит отличные байки, особенно про то, как кто-то (например, краб) ему что-то чуть не откусил.

Рома - технический директор экспедиции. И да, это он сконструировал тримаран! Еще он работает гидом и выглядит как гибрид Рэмбо (в хорошем смысле) и Жака-Ива-Кусто: на голове - повязка или маленькая красная вязаная шапочка, нож за поясом, в зубах - трубка. Рома занимается мотором тримарана, много и упорно стоит на вахте и управляет «Искателем».

Лёша - его главный помощник. Он больше всех на борту читает и даже научил меня играть в шахматы, за что я ему особенно благодарна. А еще Лёша - геолог-золотоискатель и крутой бармен: он ловко делает «Бейлиз» из сгущёнки и водки.

В нашей команде есть и самый настоящий живой бард - Данила, который так громко и душевно поёт про "нашу родину - Сибирь", Ангару и Байкал, что моментально ощущаешь себя где-то у костра на стройке БАМа. Данила всегда в поиске вдохновения, и к концу путешествия ему удается даже сочинить песню про экспедицию «Байкал-Аляска». Забегая вперед, скажу, что с помощью его песен нам не раз удавалось растопить сердца жителей ленских деревень, а также журналистов на финальной пресс-конференции в Якутске.

Про Антона - кинооператора, который снимает фильм как про нашу экспедицию, так и про святителя Иннокентия и фотографа Макса, вместе с которыми мы провели пару дней на Ольхоне, я уже рассказывала здесь.

По итогам данной разведки маршрута «Байкал-Аляска» теперь туроператор «Байкалов» организовывает путешествия по Якутии и Камчатке! Обращайтесь – www.baikalov.ru.


ПРЕДЫДУЩИЙ ДЕНЬ     СЛЕДУЮЩИЙ ДЕНЬ