Итак, первые три дня пути мы неслись под мотором по Лене почти без остановок. По расчетам Капитана, каждый день нужно проходить на «Искателе» 200 километров, чтобы вовремя оказаться в Якутске через 10 дней: меня ждет возвращение к офисной жизни в Москве, Антона - семейный отпуск в жарком Сочи, ну и у всех остальных есть планы...
Но вот немного начинает теплеть - и сразу хочется замедлить темп гонки, внимательней рассматривать леса вдоль берегов, вылезти-поразмяться. По плану, сегодня впереди - Ленек, и это будет ровно половина нашего пути, пройдена первая 1000 километров.
При пересечении границы (невидимой) Иркутской области и Якутии случилось нечто мистическое: ровно в этом месте нас внезапно остановил такой шквальный ветер, что тримаран начало разворачивать. Мотор гневно ревёт, но «Искатель» стоит на месте, мы никуда не двигаемся. Ребята засуетились, кто-то предложил побурханить на всякий случай - быстро вытащили водку, разлили, всплеснули руками, как полагается... Верите или нет, но через минут двадцать ветер резко стихает, выглядывает солнце. Бурятские духи словно отпустили нас дальше, и в Якутию мы вошли уже по спокойной воде. (Данила с тех пор стал приписывать себе искусство шамана, вроде как он придумал провести обряд, мы поддакиваем ему на пресс-конференциях, конечно, но я думаю, что это все коллективная сила мысли победила).
Навстречу стали попадаться небольшие лодочки с рыбаками - совсем близко Ленек, пятый по величине (23 ООО жителей) город в Республике Саха (Якутия), речной и воздушный порт: с него для меня начинается Дальний Восток. Кстати, статус города присвоили ему лишь в 1963 году - до этого здесь был посёлок Мухтуи, основанный в конце 18 века.
Город внезапно вырастает из тайги длиннющей высокой каменной набережной. Гостей с воды встречает новенькая деревянная церковь, виднеется какая-то колонна-памятник, торчат пятиэтажки. Лена невозмутимо течёт мимо, словно по трубе, ограниченная с другого берега глухой тайгой.
В мае 2001 года в Ленске произошло самое сильное за последние годы наводнение в России - уровень воды в реке тогда превысил отметку 20 метров. Город в течение нескольких дней был полностью затоплен, погибло семь человек, более 20 тысяч жителей эвакуировали. Я смотрела фотографии того периода: деревянные домишки разутюжило - разметало гигантскими глыбами льда, некоторые здания всплыли и переместились со своих фундаментов на другое место, людям приходилось ночевать прямо на их крышах в ожидании спасателей. Город отстраивали заново, но и сейчас на некоторых каменных домах можно увидеть на уровне второго этажа сохранившиеся отметины от той воды.
В Ленске нас встречает Сергей и его пара помощников: Капитан заранее договорился с ними,
чтобы нам помогли заправиться топливом и пополнить запасы. А еще мне обещана баня! Этого
момента я ждала четыре дня - мой рекорд по пребыванию в состоянии одичания!
Кстати,
никто больше особо не страдает от отсутствия душа. Баня, конечно, у нас еще будет (спойлер),
и даже не раз - Антон захватил с собой на борт целую печку и складной шатёр к ней, но пока
до помывки дело не доходило.
Помыться удалось, и жизнь засияла новыми красками. Ленек кажется очень милым, уютным, здесь много зелени, теплее, чем на реке, дети играют во дворах. Гуляем вдоль набережной с телекамерой - и народ принимает нас за какую-то телекомпанию. На лавочках с пивком сидят несколько «туристов» из Мирного (как я узнаю из их разговоров). Эх, если бы у нас было чуть больше времени, можно было бы сгонять посмотреть на знаменитую кимберлитовую трубку «Мир» - крупнейший алмазный карьер в мире (простите за тавтологию), здесь всего 250 км до него!
Но нас еще ждут шашлыки и баня... Отяжелев и расслабившись от такого гостеприимства, мы еле-еле вырываемся из дружеских объятий Сергея, а один из его помощников всерьез даже чуть не уплывает с нами дальше (в последний момент отправляем его на моторке домой обратно). Удивительно, но для ленчан наша поездка дальше по речению реке до Ленских столбов - невероятное приключение, почти никто там никогда не бывал.
Чуть ниже Ленска по правому берегу вдруг натыкаемся на удивительную бухту: здесь в тишине и забвении по пояс в воде ржавеет несколько десятков теплоходиков и буксиров. Грустное зрелище - и не только потому, что жалко корабли, когда-то бывшие символом Ленского пароходства, но и потому что в целом в руслах рек Ленского бассейна уже сейчас затоплено более 250 судов - это вредит экологии и портит внешний вид красивейших берегов.
По итогам данной разведки маршрута «Байкал-Аляска» теперь туроператор «Байкалов» организовывает путешествия по Якутии и Камчатке! Обращайтесь – www.baikalov.ru.
ПРЕДЫДУЩИЙ ДЕНЬ СЛЕДУЮЩИЙ ДЕНЬ