Передвигаться по Ному в привычном темпе у нас не получается: куда ни посмотри - везде обязательно увидишь что-то интересное, связанное с историей золотодобычи, гонок на собачьих упряжках или Русской Америки. Компактный музей под открытым небом, где каждый дом хочется рассматривать со всех сторон, а потом - каждую его деталь. А если это происходит нас закате, при мягком свете, получается ретро-картинка, дающая ощущение, что ты переносишься на много лет назад. После линии перемены дат в Беринговом проливе «Искатель» продолжает быть «машиной времени».
Историй здесь пересекается несколько. Одна из них связана с тем, что когда-то это был крупный центр, куда съезжались золотодобытчики. Жителей было раз в пять больше, чем сейчас, да и темп жизни зашкаливал: азарт, заработки, золото, романтика и перспективы. Старинные фотографии, которые можно встретить здесь до сих пор, передают ощущения того времени.
Другая история - та, которую мы начали изучать, оказавшись в чукотском Уэлькале: воздушной трассы, по которой в годы Второй мировой войны в нашу стран из Штатов перегоняли самолеты по ленд-лизу. Если Уэлькаль был первым аэродромом на российской территории, куда приземлялись эти самолеты, то Ном - последней на территории США. Еще один пункт нашего маршрута, связанный с историей трассы Аляска-Сибирь, - Анкоридж, финальная точка экспедиции. Там мы планируем посетить мемориал летчикам Алсиба.
Также многое в Номе напоминает о том, что здесь завершаются самые престижные в мире гонки на собачьих упряжках Айдитарод. Трасса длиной около 1800 км проходит от Анкориджа до Нома. Гонка - дань уважения Великой гонке милосердия 1925 года и преданным собакам и вожакам упряжек Того и Балто. Друзья, почитайте эту историю, она впечатляет. В этой гонке несколько раз принимали участие и русские каюры, в том числе - Федор Конюхов.
Для нас же Ном - первый город Аляски, куда пришла экспедиция и с которого начинается большая американская часть нашего маршрута.